Непосредственная связь русской с итальянской культурой осуществлялась благодаря постоянной работе итальянских оперных композиторов в Петербурге (после Арайи - Галуппи в 60-е годы, Траэтта в 1768-1775, Пазиелло - 1776-1783, Сарти - 1784-1802, Чимароза - 1789-1791) и благодаря поездкам в Италию русских композиторов, завершавших там свое музыкальное образование (Березовский, Бортнянский, Фомин). По оценкам современников Бальдассаре Галуппи принял гораздо более широкое участие в русской музыкальной жизни, нежели Арайя. Он поставил в Петербурге ряд своих опер («Покинутая Дидона», «Ифигения в Тавриде»), выступал при дворе в качестве клавесиниста с исполнением собственных клавирных сонат. Галуппи явился одним из первых представителей нового клавирного стиля в России, оказал влияние на развитие русской церковной музыки, руководил придворной певческой капеллой и был учителем Бортнянского. С этого времени столичная церковная музыка впитала в себя некоторые черты итальянского мелодического склада и начала приближаться к оперному стилю. Это не было случайным явлением; популярнейший и чисто светский музыкальный жанр - опера - обладала таким влиянием, что начала подчинять себе даже церковную музыку, утрачивающую при этом характерные черты духовного искусства.
Деятельность Джованни Паизиелло в России не ограничилась областью оперы, хотя его оперное творчество имело влияние на формирование русской музыкальной культуры. Крупнейший и самый яркий представитель оперы буфф в свое время, он сыграл большую роль в распространении этого жанра в России. Именно для Петербурга им была написана одна из лучших его опер в этом жанре - «Севильский цирюльник» (1782) на сюжет Бомарше, которая не сходит со сцен оперных театров и по сей день. Острая комедийность , мастерство ансамбля, мелодическое богатство, большая завершенность и пластичность форм сделали его оперы прекрасными образцами итальянского искусства буфф накануне появления Россини. Именно на примерах его оперного творчества русские композиторы и русские певцы могли наилучшим образом изучать и большое сценическое мастерство оперы буфф и ее классический вокальный стиль.