Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Иностранные музыканты в России - часть 3


Сарти удалось  создать произведения небывалой  ранее силы звучности: в одной из его кантат участвовали, кроме двух хоров, два оркестра, роговая музыка, пушечные выстрелы и даже фейерверк.  Эта оглушительная музыка, исполнялась на открытом воздухе.

Если Галуппи руководил придворной певческой капеллой и, следовательно, непосредственно соприкасался с русскими певцами. Сарти совместно с русскими работал над «Начальным управлением Олега», был членом Академии наук, то и на Винцента Мартина (работал в России в конце XVII - начале XIX века) русская обстановка, русская культура тоже воздействовали в очень большой мере.

Испанец по происхождению, примыкавший к итальянской оперной школе, Мартин поставил в России целый ряд своих опер, главным образом итальянских опер буфф. Вместе с тем в его обязанности входила аранжировка переводных опер и обработка их для исполнения русскими певцами. Не ограничиваясь, однако, этим, он создал несколько русских опер на русские либретто - Екатерины II «Горе-богатырь Косометович», «Федул с детьми» и В.Майкова «Деревенский праздник». И хотя его авторский стиль в общем оставался в основном прежним, все же Мартин также испытал на себе весьма сильное воздействие русской песенной мелодики, которое осуществляется в отдельных эпизодах этих опер.

Как и все иностранные композиторы, работавшие в России, Мартин был зависим от царского двора. Несколько условный стиль его русских опер в большей степени объяснялся именно тем, что он  принужден был писать по заказу, на любительские, часто нелепые либретто самой императрицы, приспосабливаться к обстановке придворного театра. Но даже и в этих условиях композитор-иностранец органически впитывал в себя влияние набирающей силу русской музыкальной культуры.

В свою очередь русские композиторы второй половины XVIII века многому научились у зарубежных музыкантов. Длительное культивирование итальянской оперы в России приобщило их к классической вокальной культуре. Первоначально, как уже отмечалось выше, они восприняли ее не органически, но постепенно преодолели ее влияние и их вокальный стиль приобрел самостоятельность, впитав в себя, однако, и переработав на национальной основе лучшие качества итальянского мелоса.




Начало  Назад  Вперед