Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Частушка - часть 2


Таковы  в общих чертах характерные особенности русского народного музыкального творчества, выведенные на примерах старинных, в основном- крестьянских, песен дооктябрьской эпохи. На народной основе этих национально-самобытных типических черт (мелодических, метрико-ритмических, ладо-гармонических и др.), складывавшихся в течение многих столетий, выросла русская классическая музыкальная школа, занявшая в XIX столетии передовое место в мировой культуре.

Процесс усвоения и поглощения народно-песенных интонаций в творческой практике русских композиторов намечается уже в самых ранних памятниках вокальной лирики конца XVII столетия (канты и псалмы Василия Титова). Постепенное формирование национального музыкального стиля тесно связано с этим процессом и в значительной степени им определяется.

Претворение народного мелоса шло не только по линии «цитирования»- использования подлинных напевов в качестве мелодического или тематического материала.

Начиная с М.И. Глинки, народная песня все в большей степени определяет самую музыкальную ткань, самую фактуру произведений русских композиторов в широком смысле. В творчестве композиторов-«кучкистов»: М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, Ц.А. Кюи и П.И. Чайковского находит отражение и интонационно-напевочная природа русского народного песнетворчества, и ладовое многообразие, и своеобразная фактура подголосочного склада, с ее свободным и гибким сплетением голосов- вариантов, родящихся из основной мелодии. Былинный эпический сказ дает жизнь оперному речитативу; мелодика протяжной песни претворяется в певучее, широкого дыхания русское bel canto. Во многом эти самобытные особенности являются живыми и для советского народного творчества, для советской музыкальной классики.





Начало  Назад  Вперед