Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Церковная, театральная и бытовая музыка на исходе XVII века - часть 5


Наряду с музыкой церковной - монастырской появился жанр вокальной лирики, свободный от традиций старинного церковного пения. В 1680 году в Москве был издан стихотворный перевод псалтыри, сделанный Симеоном Полоцким. К его текстам  музыку написал видный композитор того времени певчий дьяк Василий Поликарпович Титов. Псалмы Полоцкого-Титова приобрели особую популярность, хотя наряду  с ними существовало множество аналогичных произведений неизвестных авторов. По своему музыкальному складу  эти псалмы близки западноевропейской музыке (гармоническое изложение, квадратность мелодико-ритмичной структуры). Однако, усваивая  многоголосие западного образца, Василий Титов в то же время остается глубоко национальным композитором - его мелодика родственна русской народной песне. Наряду с небольшими, неразвитыми куплетами, В. Титов создал  псалмы с широкой и выразительной мелодикой субъективного характера, - настоящие образцы вдохновенной лирики.

Благодаря лирической глубине, столь новой в то время, псалмы В. Титова имели более широкое значение, чем произведения чисто духовные. В сущности они положили начало русской вокальной лирике вообще.

Одновременно с псалмами создавались многочисленные произведения подобного же рода на различные духовные стихотворные тексты. Они распространялись в рукописных сборниках, обычно без указания имени автора, и получили в быту название псальм  (не псалом, а псальма). Иногда они назывались и кантами, но это название относилось впоследствии главным образом к произведениям светского содержания. Лишь по стилю близким псальмам.

Что же касается XVII века, когда создавались сборники псальм и кантов, то народная песня в то время еще не записывалась и не обрабатывалась. Начались лишь записи ее текстов, да и то единичные. Однако насколько известно по позднейшим записям, XVII век оставил  заметный след в  истории народного творчества и выдвинул новую тематику русской песни. С начала столетия большое распространение получили песни о Сконине-Шуйском, как об одном из популярнейших народных героев борьбы с  польскими захватчиками, в Смутное время на Руси.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин