Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Церковная, театральная и бытовая музыка на исходе XVII века - часть 3


Линейная нотация облегчила усвоение нотной грамоты, само обучение музыке постепенно утратило «кустарный» характер, стало более ясным, простым, доступным. Музыкантов - профессионалов стало больше, изменился  самый состав хоровых капелл. Если раньше они состояли из одних  мужских голосов, то теперь к ним присоединились альт и дискант. Приверженцы нового стиля, в большинстве передовые и образованные  по своему времени люди, чувствовали себя подлинными просветителями, поборниками важного начинания и настойчиво вели пропаганду нового искусства. Настоящим полемическим пылом наполнено, например, сочинение дьякона Ивана Коренева «Мусикия».  Горячим убеждением в прогрессивности нового искусства проникнута «Мусикийская грамматика» (1679) работавшего в Москве киевлянина Николая Дилецкого, излагавшая композиционные основы этого искусства.

Несомненным культурным событием последних десятилетий XVII века стала постановка при московском дворе театральных представлений, в которых музыка заняла значительное место. Если можно говорить о светских влияниях в партесном пении, то возникновение при царском дворе театра с музыкой свидетельствовало о дальнейших успехах светской художественной культуры.

Первый спектакль состоялся в 1672 году в Преображенском селе в специально отстроенной «хоромине». До этого времени в России существовал лишь кукольный театр скоморохов и чисто духовный театр, главным образом на Юго-Западе страны,  прежде всего в Малороссии, где воспитанники монастырей и духовных школ разыгрывали так называемые школьные или духовные действа.

Первые театральные спектакли при дворе Алексея Михайловича были еще во многом близки к духовным действам. Преобладали духовные, в частности библейские сюжеты. Однако всевозможные комические, буффонные вставки сильно нарушали торжественный тон спектакля, а некоторые пьесы были чисто светскими («Малая комедия Баязет и Тамерлан», балет «Орфей»). Первыми организаторами и авторами этого театра стали Симеон Полоцкий - монах, поэт и писатель и Иоганн Грегори - школьный учитель и лютеранский пастер.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин