Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Церковная, театральная и бытовая музыка на исходе XVII века - часть 2


Царь стал именоваться «верховным пастырем» православной церкви. Управлять церковью стал Синод во главе с обер-прокурором, назначаемым из светских лиц.

С середины XVII века в Москве постепенно распространяется так называемое партесное пение - церковное пение нового стиля.

Известно, что именно  в это время в Москву выписываются киевские певцы, владеющие новым искусством.  Затем и здесь складывается целое творческое направление, создается новая композиторская школа. Современники воспринимали партесное пение как новый, светский по существу, торжественный и пышный  музыкальный стиль. «Можно по нем и в гусли играть», - говорили они.

В противовес строгому и спокойному старинному церковному пению, в большинстве унисонному, партесное пение отличалось многословием (отсюда слово партесное, т.е. по партиям), концертным. Отдельные хоровые  партии отличались большей подвижностью, а общий характер изложения - значительной динамикой. Несомненно, партесный стиль был чрезвычайно близок западному хоровому многоголосию. Среди авторов партесных  концертов выдвинулись Василий Титов, Николай Калачников, Николай Бавыкин.

Вместе с многословием на западный манер на смену крюкам в России проникла линейная нотация как более совершенная и широко распространенная в Европе система нотной  записи. Однако наряду с ней еще долго существовала крюковая запись (крюки) особенно у старообрядцев. Дело в том, что церковные реформы патриарха Никона, вызвав раскол, в большей степени коснулись и церковной музыки (исправление «на речь» певческих книг). Раскольники не приняли их и сохранили все старые традиции церковного пения. Не восприняли они тем более  и партесного пения с его линейной нотацией.

Таким образом, эти защитники старины, не приняв нового движения, остановились на той ступени музыкально-культурного развития, которая была достигнута, примерно, в середине XVII века.

В связи с партесным пением получил развитие музыкальный профессионализм нового типа. Появились учебные пособия  для певцов, для композиторов.


Начало  Назад  Вперед